Металлурги и машиностроители борются с импортом

Автор: x о , ,


Российские производители грузовой спецтехники и алюминиевые компании лоббируют запрет на ввоз подержанной техники из Европы и Китая. Сейчас импорт занимает уже две трети рынка, который только по прицепам достигает 160 млрд руб. в год и продолжает рост по мере того, как автотранспорт выигрывает конкуренцию у железных дорог. Компаниям уже удалось убедить Минэкономики, которое продвинуло на уровне Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) запрет ввоза прицепов массой свыше 3,5 тонны для личного пользования. Но добиться запрета импорта в рамках ВТО будет сложно.
Чебоксарский производитель спецтехники "Сеспель" (подконтролен гендиректору Владимиру Бакшаеву) и "Русал" Олега Дерипаски просят граничить импорт подержанных прицепов и полуприцепов, автоцистерн и другой спецтехники, рассказали источники "Ъ". По их словам, еще в марте в Минэкономики прошло совещание на эту тему с участием представителей компаний и "Алкоа Россия" (дочерняя компания американской Alcoa). Предлагалось ограничить поставки "мерами нетарифного и техрегулирования", например, ввести запрет на ввоз техники на основании 21-й статьи ГАТТ "Исключения по соображениям безопасности", считать спецтехнику старше трех лет "отходами производства и потребления", запретить ее ввоз физическими лицами для личного пользования и ограничить ее использование в РФ. В ограничении импорта заинтересован и красногорский завод спецтехники "Бецема" (50% акций у голландской Begemann Russland BV, 31,2% у Владимира и Сергея Трифоновых). В Минэкономики и компаниях подтвердили факт совещания. 
 
Владимир Бакшаев заявил "Ъ", что старая техника не только является "промышленными отходами", но по многим техпараметрам не подходит для российских дорог и регионов с низкими температурами. Основными поставщиками он называет Европу и Китай: европейцам "выгоднее продавать сюда, чем утилизировать", и подержанные прицепы и полуприцепы вдвое дешевле новых отечественных, а доля импорта выросла с 50% в 2005 году до двух третей рынка. Источник "Ъ" в отрасли уточняет, что в 2014 году импорт составил 65 тыс. штук (65% — подержанная техника), производство в РФ — около 35 тыс. штук. "Сейчас производители полуприцепов чувствуют себя уверенно только при конкуренции с новым импортом: здесь цена на российские прицепы на 30-40% ниже, в среднем 1,8 млн против 2,5 млн руб.",— говорит источник "Ъ". Исходя из этого, объем рынка прицепов в РФ в 2014 году можно оценить примерно в 160 млрд руб. 
 
Интерес алюминиевых компаний господин Бакшаев объяснил тем, что большая часть парка — алюминиевые цистерны и полуприцепы. Спрос на них растет из-за экономии топлива и большей грузоподъемности, уверяют в Alcoa. Источник "Ъ", близкий к "Русалу", говорит, что около 30% цистерн в России — алюминиевые, а всего в стране около 500 тыс. б/у цистерн. В Минэкономики "могут разделить точку зрения, что от ввоза подержанных прицепов страдают производители в РФ". Министерство подняло вопрос в ЕЭК, по итогам заседания рабочей группы 20-22 апреля "поддержано предложение о включении прицепов с полной массой более 3,5 тонны в перечень товаров не для личного пользования". Отнесение подержанной техники к отходам в компетенции Минпромторга, где на запрос "Ъ" не ответили. Источник "Ъ", знакомый с ходом обсуждения, уточнил, что речь идет и о том, чтобы Минпромторг сертифицировал спецтехнику старше трех лет и массой свыше 3,5 тонны, так как сейчас сертификаты "выдаются даже без осмотра". 
 
Глава "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров отмечает, что идея закрыть рынок для подержанных импортных автоцистерн лоббируется производителями на фоне роста спроса. "Закупки цистерн за рубежом резко возросли, так как во многих случаях автоперевозка нефтепродуктов стала выгоднее, чем по железной дороге",— говорит он. По словам эксперта, подвоз в железнодорожных цистернах часто создает дополнительное логистическое плечо. Источники "Ъ" уточняют, что по введению ограничений нужно консультироваться в рамках ВТО. Пока такие переговоры не идут. Профессор ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский отмечает, что о 21-й статье Генерального соглашения о торговле, которая может помочь, стало известно широкому кругу лоббистов лишь после введения контрсанкций в августе 2014 года — ею Россия мотивировала запрет на сельхозимпорт. Но, по мнению эксперта, в реальности это положение может использоваться "только при наличии угроз национальной безопасности". 

x

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow SORA on Twitter or read the blog.

0 коммент.: