История импортозамещения некоторых видов промышленной продукции в России

Автор: x о ,


По материалам: www.newsruss.ru

1. Металлургическая продукция

1.1.Трубы

По состоянию на начало 2000-х годов российские предприятия были не в состоянии выпускать трубы большого диаметра (ТБД) для строительства магистральных газо- и нефтепроводов. Высокотехнологичную трубную продукцию «Газпром», «Транснефть» и нефтяники также были вынуждены закупать за рубежом. К началу 2008 года ситуация изменилась кардинальным образом, в России создано современное производство ТБД по законченному циклу.
Если в 2003 году «Газпром» закупал у российских производителей меньше половины труб, а остальное вынужден был импортировать, то в 2006—2007 годах на трубы российского производства пришлось уже более 75 % закупок, а к 2013 году — около 95 %.


1.2. Автомобильный лист

В июле 2011 года на ММК была введена в эксплуатацию первая очередь (непрерывно-травильный агрегат, совмещенный с пятиклетевым станом 2000 холодной прокатки) комплекса холодной прокатки для выпуска автомобильного листа, соответствующего мировым стандартам качества. В церемонии запуска стана принял участие Владимир Путин. Он отметил высокую значимость данного проекта для всей промышленности России. В июле 2012 года на ММК была введена в эксплуатацию вторая очередь комплекса холодной прокатки для выпуска автомобильного листа, соответствующего мировым стандартам качества. «С пуском комплекса холодной прокатки ОАО „ММК“ и у отечественных автомобилестроителей, и у зарубежных компаний, производящих автомобили в России, появилась возможность использовать российский металлопрокат, соответствующий самым высоким стандартам», — заявил председатель совета директоров ОАО «ММК» Виктор Рашников. Проект создания комплекса холодной прокатки нацелен на импортозамещение.

1.3. Рельсы

В июле 2013 года на Челябинском металлургическом комбинате был запущен универсальный рельсобалочный стан. Стан производит железнодорожные рельсы с усиленными прочностными характеристиками для высокоскоростного движения. Таких рельсов в России раньше не производили, их покупали за границей. Производственная мощность стана — 1,1 млн тонн готовой продукции в год. Объём инвестиций — более 20 млрд рублей.


1.4. Лифтовые канаты

В 2011 году на череповецкой площадке компании «Северсталь» была запущена новая канатная машина. Ввод в эксплуатацию нового оборудования позволил группе «Северсталь-метиз» первой в России изготовить лифтовые канаты по европейскому стандарту. Ранее эти канаты завозились на территорию России в основном из Украины, отдельные поставки осуществлялись из европейских стран. По состоянию на 2013 год, в числе потребителей «Северсталь-метиза» основные российские лифтовые заводы — «Карачаровский механический завод» (КМЗ), «Щербинский лифтостроительный завод» (ЩЛЗ), «Пышминский лифтостроительный завод» и белорусский «Могилевлифтмаш».


1.5. Редкоземельные металлы

В настоящее время внутренний спрос на редкоземельные металлы (РЗМ) России приходится удовлетворять в основном за счёт импорта из Казахстана и Китая.
В России принята программа развития добычи и переработки РЗМ. Планируется, что по её результатам Россия к 2020 году полностью откажется от импорта РЗМ и выйдет на ежегодное производство 20 тыс. тонн продукции.
Для реализации проектов в этой сфере используется модель частно-государственного партнёрства. В развитие отрасли до 2020 года будет вложено 145 млрд рублей. Из этой суммы 23,5 млрд рублей составит бюджетное финансирование, а остальное — привлечённые средства инвесторов.


2. Железнодорожная техника



2.1. Электропоезда

В последние советские годы по дорогам СССР массово ходили электропоезда, производимые за пределами РСФСР. Рижский вагоностроительный завод выпускал несколько моделей электропоездов, самым массовым из которых был ЭР2, их произведено в различных модификациях порядка 7 тыс.
Первый электропоезд российского производства — сначала только один вагон, аналогичный рижскому ЭР29 и вцепляемый в тот же рижский электропоезд ЭР2 — был построен на Демиховском машиностроительном заводе в 1993 году, и в том же году — поезд ЭТ2 в Торжке. В настоящее время в России разработаны и серийно производятся отечественные электропоезда различных моделей. Так, в 2013 году компания «Уральские локомотивы» завершила строительство завода в Верхней Пышме (Свердловская область), который сейчас выпускает электропоезда «Ласточка».


2.2. Дизель-поезда

Эти работники пригородных и межобластных маршрутов в РСФСР не производились. Основным дизель-поездом железных дорог СССР был венгерский поезд Д-1 завода Ganz-MÁVAG. Их в СССР в 1964—1988 годах было поставлено 605 составов (плюс 89 составов его предка серии Д), 2540 вагонов — 1210 моторных и 1330 прицепных. С 1982 года прицепные вагоны для этих поездов выпускались в Румынии. Вторым по значимости были дизель-поезда, производимые Рижским вагоностроительным заводом, их список — ДР-1: 55 составов базовой модели, 211 модели А, 80 модели П.
В 1997 году на мытищинском заводе был начал выпуск первого отечественного дизель-поезда нового поколения РА1 (произведен 91 поезд), с 2005 года — РА2 (более 100 поездов). В 2011 году был начат выпуск поезда ДП-С. Таким образом, Россия не только ушла от ввоза дизель-поездов, наладив их собственное производство с нуля, но перешла к их экспорту.


2.3. Пассажирские электровозы

Собственно пассажирские электровозы не разрабатывались и не выпускались не только в РСФСР, но и в СССР вообще. Из-за этого пассажирские поезда обслуживались переделанными грузовыми электровозами (грузопассажирскими). Основными пассажирскими электровозами в СССР были чехословацкие электровозы Шкода (в основу их положен электровоз швейцарской фирмы Винтертур с приводом фирмы Сешерон, чехи закупили у них лицензию на производство). СССР закупал их массово. Кроме того, СССР закупал электровозы в ФРГ и во Франции.
В настоящее время все пассажирские электровозы разработаны и производятся в России. Электровоз ЭП1 производится с 1999 года, ЭП2К — с 2006 года, ЭП20 — с 2011 года. Таким образом, Россия разработала и серийно производит то, чего раньше не производила, а импортировала.


2.4. Пассажирские вагоны дальнего следования и вагоны-рестораны

Всего по состоянию на 1985 год только из ГДР были импортированы почти 30 тыс. вагонов — 22,2 тыс. вагонов завода Аммендорф и 5,2 тыс. — Гёрлиц.
В настоящее время Россия полностью ушла от импорта пассажирских вагонов и всё производит сама.


2.5. Вагоны класса RIC

Международные вагоны никогда не разрабатывались и не производились ни в Российской империи, ни в СССР, все были только импортными.
В настоящее время Россия полностью ушла от их импорта, разработала и серийно производит вагоны класса RIC.


2.6. Пассажирские вагоны для узкоколейных железных дорог

Базовым пассажирским вагоном узкоколейных железных дорог в СССР был закупаемый в Польше вагон, производимый компанией Pafawag, серии 1Aw/2Aw/3Aw. Всего их было закуплено 560 единиц.
В настоящее время, Россия перешла к собственной разработке и выпуску пассажирских вагонов для узкоколейных дорог, их в частности производит Камбарский машиностроительный завод в Удмуртии.

3. Автомобили
В последние годы в России наблюдается импортозамещение на рынке автомобилей. Импортозамещению способствуют такие факторы, как соглашения о промсборке (о производстве иномарок в России), утилизационный сбор, ослабление курса рубля. В 2009—2012 годах доля локально выпущенных иномарок на российском рынке выросла почти вдвое — до 44 %.
В общих продажах автомобилей Renault в России на автомобили местного производства приходится около 95 %. В 2012 году около 60 % всех проданных в России автомобилей концерна Volkswagen было произведено здесь же. «Мы ожидаем, что в последующие годы эта доля будет расти», — заявил представить Volkswagen’а.
По прогнозу «Автостата», доля импорта на автомобильном рынке будет снижаться как минимум до 2017 года (до 32 %).


4.Лифты

В последнее время происходит импортозамещение на российском рынке лифтов. Так, в 2012 году на фоне роста производства лифтов в России на 18 % произошло снижение их импорта на 6 %. Аналогичная тенденция продолжилась в I полугодии 2013 года: рост производства на 9 % при спаде импорта на те же 9 %.


5. Двигатели

В 2011 году, с целью дальнейшего отказа от импорта украинских ракетных двигателей Р95 компании «Мотор Сич», на российском НПО «Сатурн» было начато производство аналогичных двигателей 36MT.
В 2011 году компания «Климов», которая является разработчиком двигателей почти для всех средних российских вертолётов серий Ми и Ка, начала строительство в Санкт-Петербурге нового конструкторско-производственного комплекса «Петербургские моторы». Его строительство находится в завершающей стадии. За счёт нового завода планируется более чем вдвое увеличить объёмы производства двигателей, полностью обеспечив потребности российского рынка в них. Сейчас же холдинг «Вертолёты России», куда входят все вертолётостроительные заводы России, вынужден закупать часть двигателей у компании «Мотор Сич» (Украина).


6. Суда

В середине 2012 года отмечалось, что интенсивное развитие малого судостроения, особенно в Санкт-Петербурге и Казани, за последние пять лет привело к эффективному импортозамещению на российском рынке маломерных судов. По оценкам специалистов, доля отечественной продукции достигла 60 %, а в сегменте до 7 метров уже превысила 80 %.


7. Реактивные учебно-боевые самолёты

Ранее реактивные учебно-боевые самолёты для отечественных ВВС поставляла Чехословакия (L-29 «Дельфин» и L-39 «Альбатрос»).
В настоящее время Россия сама производит и экспортирует реактивный учебно-боевой самолёт Як-130.

8. Оптоволокно

По состоянию на ноябрь 2013 года все 20 российских заводов, производящих оптико-волоконный кабель, закупали практически всё оптическое волокно для него за рубежом.
Осенью 2013 года в Саранске началось строительство первого в России крупного завода по производству оптоволокна. Объём инвестиций в строительство завода оценивается в 3,12 млрд рублей. Основными инвесторами нового завода стали «Газпромбанк» и Роснано. При выходе на проектную мощность «Оптиковолоконные системы» будут производить ежегодно 2,4 млн км волокна, что позволит занять от 20 до 30 % всего российского рынка.

9. Системы прицеливания

Если раньше систему прицеливания для ракетного комплекса «Тополь-М» (как и для других систем) поставлял ЦКБ «Арсенал» (Киев), то теперь она заменена на российский, превосходящий по качеству аналог московского Научно-производственного центра автоматики и приборостроения.

10. Электросетевое оборудование

В феврале 2012 года отмечалось, что на сегодняшний день доля импортного оборудования в электросетевом комплексе составляет более 50 %, а магистральном сетевом комплексе (220 кВ и выше) — около 70 %. До последнего времени в России часть оборудования (например, комплектные распределительные устройства (КРУЭ) 220 кВ и выше, отдельные виды трансформаторов, кабелей) в России не выпускались.
Для исправления ситуации органы государственной власти, энергокомпании предпринимают активные меры, направленные как на развитие производства оборудования российскими заводами, так и на привлечение в страну ведущих мировых производителей оборудования с обязательным условием обеспечения высокого уровня локализации производства. В частности, компания Hyundai открыла в городе Артём (Приморский край) завод по производству КРУЭ (запущен в 2013 году). При этом в течение трех-пяти лет предполагается локализовать производство комплектующих для нового предприятия до 70 %. В конце сентября 2011 года ОАО «Силовые машины» и корпорация Toshiba приступили к строительству завода по производству трансформаторов в посёлке Металлострой (Санкт-Петербург). Начало выпуска продукции планируется на 2014 год, одним из основных покупателей оборудования трансформаторного завода станут российские сетевые компании. Также обсуждаются варианты строительства своих заводов в России компанией Альстом.

x

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow SORA on Twitter or read the blog.

0 коммент.: